В Греции есть все — даже Кризис.

Эти стены помнят многое.

Эти стены помнят многое.

        При слове «кризис» многие сейчас приходят в ужас, опасаясь за качество своей жизни. Интересно, а как переживали трудные времена государства в далеко прошлом – например Древняя Греция в период утраты своей независимости. Обратимся к трудам величайшего философа Эпикура ( 341 – 270 гг. до н.э.). Его учение обладает замечательным свойством – оно приложимо к любой ситуации и всегда предлагает практический выход.

            Эпикур определял философию как деятельность, которая посредством рассуждений приводит человека к улучшению качества жизни, и всем без исключения советовал обраться к ней: «Пусть никто в молодости не откладывает занятия философией и в старости не устает ею заниматься  — ведь никто не бывает ни недозрелым, ни перезрелым для достижения здоровья души. Тот, кто говорит, что еще не наступило или прошло время для этих занятий, похож на человека, который считает, что еще нет или уже нет времени для счастья».

            Эпикур жил в очень трагическое для Греции время. Родился он на острове Самос в семье школьного учителя . мальчику было 4 года, когда страна оказалась под властью Македонии. Детство и юность Эпикура пришлись на период жестких завоевательных войн Александра Македонского, который стремительно привел Элладу к повиновению.

            Хотя греки и пытались восстановить утраченную свободу, их стремления кончились бесславно. И основной задачей народа стало выжить и уцелеть. На глазах обесценивались прежние ценности, ненужным считалось то, что еще недавно представлялось необходимым.

            Эпикуру была суждена жизнь человека неимущего, занятого тягостными заботами о добывании средств к существованию. Когда ему исполнилось 18 лет, его семья, как и многие жители острова, переселились в столицу – Афины. Юноша жадно учился, наблюдал политическую жизнь города и борьбу партий. Но и на новом месте семье не удалось закрепиться. Из-за нескончаемых политических потрясений переселенцы изгоняются из города и Эпикур оказывается в Малой Азии. Он переезжает из города в город, преподает в школах. К 32 годам   он уже создает свое учение, вокруг него собираются ученики. А в 36 лет он вместе с учениками возвращается в Афины и открывает собственную школу.

            В древности философия была наукой универсальной, а философы – разносторонними учеными. Психология не выделялась в отдельную научную отрасль, но была частью философии – все философы считали «терапию человеческой души» своим долгом. «Пусты слова того философа, которыми не врачуется никакое страдание человека. Как от медицины нет никакой пользы, если она не изгоняет болезней из тела, так и от философии, если она не изгоняет болезни души».

            Эпикур, жизнь которого протекала в условиях затяжного кризиса, хотел научить своих соотечественников, как быть счастливыми несмотря ни на какие потрясения. «Он был человечен во всем, благодетелен к братьям, благожелателен к рабам», — писал об Эпикуре другой философ, Диоген Лаэртий.

            Цель жизни – учил Эпикур – в достижении счастья. Но что такое счастье? На этот вопрос философ отвечал своим стройным учением. Все человеческие стремления он делил на естественные и надуманные, а естественные желания подразделял на необходимые и обходимые. Так вот, счастья достигает тот, кто исполняет естественные, а не надуманные желания, и понимает, что ему действительно необходимо, а без чего можно обойтись. Природу не следует насиловать, лучше ей во всем повиноваться. Повиновение же заключается в том, чтобы исполнять необходимые желания, а вредные – подавлять. Мудрость же природы в том, что нужное она сделала легким, а тяжелое – ненужным.

            «Я ликую от радости телесной, питаясь хлебом с водою, и плюю на дорогие удовольствия, — не из-за них самих, но из-за неприятных последствий, ими вызываемых».

            Нынешний кризис многое отнял у людей в разных странах, но если следовать Эпикуру, то есть нечто такое чего он отнять не может. Нечто посильнее внешних обстоятельств.

            Из уст Эпикура звучало – мысль  — вот внутренняя свобода, ибо нет силы, способной пленить мысль, особенно если научиться мыслить самостоятельно. «Величайшее благо есть благоразумие, оно дороже даже философии. От него произошли все остальные добродетели, оно учит, что нельзя жить приятно, не живя разумно, нравственно и справедливо». А разумно и нравственно – значит, контролируя желания. По Эпикуру, когда у нас возникает новое желание, нужно спросить себя – что оно принесет мне, если осуществиться?  И что будет, если я откажусь от него?  Он учил тщательно анализировать возникающие желания, ибо лучше, чтобы что-то хорошо выбранное потерпело неудачу, чем чтобы дурно выбранное благодаря случаю привело к успеху.

            Лучшие из даров для человека – мудрость, дружба и справедливость. Из всего, что мудрость дает для счастья, самое важное – обладание дружбой. Мы не столько нуждаемся в помощи друзей, повторял философ, сколько в уверенности, что они есть.

            К самым тягостным чувствам, которые могут владеть людьми, он относил зависть и страх.

            О зависти – она может быть причиной страдания из-за стремления обладать чем-то, чего у тебя нет. Но зачем портить радость от того, что имеешь, желанием того, что нет? Лучше помнить, что и это, имеющееся теперь, было когда то желанным. Зависть – это чувство, которое рождается в голове, оно имеет только  мысленное выражение, но нарушает гармонию в душе и в теле. По совету Эпикура, нужно следить за мыслями, как посторонний наблюдатель, анализировать их и удалять негативные, подобно тому, как во время Олимпийских игр удаляется участник, нарушивший правила.

            О страхе – это чувство возникает в основном при мысли о будущем. Гнетущая мысль о еще не состоявшемся событии заставляет человека страдать и не дает возможности радоваться настоящему. Эпикур учил разумным размышлением изгонять все тревожное и тягостное из своего сердца.

            Мудрый человек менее всего зависит от внешних обстоятельств, убеждает Эпикур. Не завидовать, а жалеть надо тех, кто выставляет напоказ богатство, то есть гордиться благами, подаренными им случаем. Эпикуреизм – философия безмятежности, мирного бытия, лишенного какого-бы то ни было страха перед будущим. Именно безмятежность была провозглашена Эпикуром как одна из главнейших ценностей жизни. Она достижима лишь при внутренней свободе, которая доступна людям, познавшим закономерности и мироздания,  и бытия.  Жить как хочется и вместе с тем как должно, не нарушая ни законов нравственности, ни общепринятых установлений, — вот чему стремился научить своих последователей Эпикур.

            Жизнь этого человека по кротости и довольству малым была удивительна. Он оставил около 300 свитков философских трудов на самые разные темы – «О природе», «О конечной цели», «О царской власти», «О любви», «О музыке», «Мнения о болезнях».

            В предсмертной записке Эпикур писал своему другу Идоменею: «Провожая счастливый, хтя и последний день, скажу тебе, что я испытывал боли, сила которых не может быть превзойдена ( он страдал мочекаменной болезнью). Но этому противоборствовала радость при воспоминании о размышлениях, которым мы с тобой предавались. Ты же достойно твоей преданности мне и философии заботься о детях Метродора» ( друг Эпикура, умерший ранее, детей которого он опекал). Это, может быть ярчайшее воплощение его позиции – не желать невозможного, не думать о том, что не в твоей власти, довольствоваться тем, что имеешь, и усмирять ненужные желания.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Одноклассники

Откомментируй!

Name *

E-mail *

Website

Message *

Для того, чтобы разместить комментарий, нажмите на изображении ниже...
Clickcha - The One-Click Captcha

0 Комментариев

Нет еще комментариев:=)

Рейтинг@Mail.ru Не помрем.ру! 2009-2015